Средства образования  включают в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения целей.

Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.

Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).

Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Выделяют 2 группы средств обучения: 

а) средства, как источник информации;

б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Идеальные средства обучения
Материальные средства обучения
1 уровень – на уроке:
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке.
Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.
2 уровень – учебный предмет:
Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету.
Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).
3 уровень – весь процесс обучения:
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований.
Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.

Воспитание — часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание, так или иначе, присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука, есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация, т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

  • определение целей и задач;
  • разработка содержания воспитания, его основных направлений;
  • применение действенных методов;
  • формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют: 

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
  • воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
  • воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.

Методы и средства воспитания 

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

  • Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
  • Содержание воспитания.
  • Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
  • Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
  • Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
  • Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
  • Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
  • Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
  • Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
  • Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Классификация методов воспитания 

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

  • влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
  • влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности:

  • Методы формирования сознания личности.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  • Методы стимулирования поведения и деятельности.

Оговорённые выше средства обучения и воспитания по возможности  и необходимости используются в нашей школе: различные формы организации, взаимодействия, контроля, мониторинга, индивидуальной работы; технологии обучения и воспитания, направленные на формирование УУД и личностного развития; ИКТ как средства  информации в образовании; связь с социумом; семьёй, как основным средством воздействия на процессы обучения и воспитания; различные психолого-педагогические приёмы в школьной среде; коммуникация со сверстниками и пр.

Средства обучения  и воспитания – обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения  и воспитания  являются одним из главных компонентов дидактической системы. Главная задача учителя  в школе заключается в том, чтобы сделать предмет, внеклассное мероприятие  интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы. Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессы администрирования, избавляет от рутинной работы, способствуют повышению методического мастерства учителей-предметников; появлению нового электронного педагогического инструментария; использованию электронных учебных программ, тестов, упражнений. Кабинеты нашей школы  оснащены   современными техническими средствами обучения, практичными  учебными пособиями. 

Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. 

В школе  имеется:

1. Компьютеры, ноутбуки - 54

2. Интерактивная доска - 6

3. Документ-камеры – 7.

4. Проекторы - 27

5. Фотоаппараты – 4

6. МФУ - 5

7. Принтер – 3

8.Телевизор - 4

9.Экран - 27

Средства обучения (СО), используемые в образовательных учреждениях: натуральные объекты; модели; учебные приборы; (кабинет физики, химии, биологии) экранно-звуковые средства обучения; печатные средства обучения; станки, верстаки, инструменты;  (кабинет технологии).

Информация, передаваемая с помощью СО - научно достоверная, соответствует современному состоянию изучаемой науки, а содержание, объем и глубина заложенная в СО информации  соответствовует содержанию программы и учебника.

СО  соответствуют  возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся, доступно для обучающихся конкретного возраста, соответствует достигнутому уровню знаний, умений и навыков обучающегося.

СО активизируют внимание обучающихся, вызывают интерес и сосредоточение на объекте, явлении, результате.

СО  пригодны  к применению современных методов и организационных форм обучения.

Компьютерная техника используется  во всех учебных кабинетах, в кабинете директора, замдиректора, библиотеке, спортивном  зале.

Все учителя используют  компьютерную технику при подготовке к  урокам, на уроках:

  • подготовка печатных раздаточных материалов к урокам: (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы, тесты к ГИА, ЕГЭ); 
  • мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов); 
  • интерактивное обучение в индивидуальном режиме; 
  • обработка учащимися статистических данных (построение таблиц, графиков, создание отчётов); 
  • контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий; 
  • использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов.;
  • участие школьников  в   Интернет-  конкурсах,  олимпиадах.
  • учащиеся при подготовке домашних заданий, на уроках  при  выполнении различных заданий по предметам, при подготовке и ГИА и ЕГЭ.

100%  учителей  школы владеют  информацией о современных педагогических технологиях, активизирующих процесс обучения.

100% учителей  используют  различные технологии полностью или  приёмы элементов технологий.

97% учителей прошли курсы  компьютерной грамотности, владеют  умениями работы на компьютере 

В  школе  сформирован  фонд школьной медиатеки. 

Компакт – диски хранятся в школьной библиотеке и выдаются учителям   и учащимся для использования на уроке, дома.

За прошедшее время   приобретено много новых дисков:

по  предмету  «Биология» -  вместе с получением  нового оборудования для кабинета  биологии  мы получили 5 дисков:

1. Электронный атлас для школьника «Ботаника», «Зоология», «Анатомия», «Биология» и «Лабораторный практикум».
2. «Репетитор «Биология». Весь школьный курс. Для абитуриентов, страшеклассников,  учителей.(6-11 классы)
3. «Лабораторный практикум. Биология» (6-11)
4. «Анатомия   и физиология человека» (8 класс)
5. «Библиотека электронных наглядных пособий. «Биология»  6-9

По химии:

1. Образовательная коллекция.
2. «Химия. Базовый курс.8-9 классы.»
3. «Химия. 8класс».
4. Общая и неорганическая химия.10-11»
5. «Органическая химия. 10-11»
6. «Самоучитель. Химия для всех-XXI»
7. «Химический эксперимент».

Все учителя по всем предметам имеют  диски, которые сами покупают   и  используют  их на уроках информатики, русского языка, литературы, истории, МХК, физики, химии, биологии, математики, начальные классы, ОБЖ.

ЦОР используют учителя при проведении кружковой работы, элективных курсов, факультативных курсов. 

В школе работает школьное научное  общество 

В феврале-марте  проходят школьные научно – практические конференции. Дети выступают с исследовательскими работами  в виде презентаций по всем предметам  с использованием электронных носителей.

Есть адреса, где можно взять  образовательные  ресурсы:

1. Хранилище единой коллекции ЦОР:

http://school-collection.edu.ru/

2. Для решения проблемы создана новая информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов сети Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования, а также к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. 

Информационная система:  Единое окно доступа к  цифровым образовательным ресурсам

http://window.edu.ru/

В школе имеется пакет лицензионных программ на базе Microsoft, антивирус Касперского, бесплатные программные продукты для обучения графике. Школа подключена к Интернету с помощью сети Wi-Fi.

В школьной библиотеке имеется книжный фонд насчитывающий 15534 единиц изданий, в том числе12784 единиц учебников и 2600 экземпляров художественной литературы.  

Для проведения уроков по предмету «Технология» оборудована 1 мастерская для девочек (швейные машины). В школе проводятся занятия по робототехнике.

Для проведения уроков физкультуры и обеспечения внеурочной занятости в школе работает  большой спортивный зал, малый спортивный зал, зал для гимнастики, зал для игр, тренажерный зал. Спортзалы оснащены необходимым спортивным оборудованием. На территории школы есть стадион, состоящий из: футбольная, баскетбольная и волейбольная площадки; беговая дорожка; прыжковая яма; элементы полосы препятствий.

Учителя и учащиеся  используют различные коллекции:

  • Тематические библиотеки
  • Энциклопедии и справочники
  • Образовательные комплексы (учебники, приложения к учебникам
  • Наглядные пособия
  • Репетиторы и тренажёры, используются для проведения итогового контроля, так и текущего контроля

То есть учителя используют:

1. обучающие ЦОР

2. информационные

3. контролирующие

4. тренажёрные

5. энциклопедии

6. Мастеров художественного слова

Посещение уроков с использованием ЦОР показывает, что    учитель моделирует мультимедийный урок.

  • Мы используем ЭОР во внеклассной работе:
  • педагогические советы;
  • семинары
  • заседания УВЦ (учебно – воспитательные центры)
  • классные часы для учащихся
  • интеллектуальный марафон
  • беседы с учащимися
  • возможность использовать  тренажёры при подготовке к ЕГЭ
  • использовать на экзаменах
  • подготовить презентацию для ШНО, к уроку
  • подготовить электронный  тематический диск к уроку по различным темам
  • родительские собрания
  • родительский комитет