Великий защитник Русской Земли и Святого Православия князь Александр Невский родился 12 июня (30 мая - по старому стилю) 1220 года (по некоторым данным - 1219 г.) в городе Переяславле-Залесском. Был он вторым сыном князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии Мстиславовны, в иночестве Ефросиньи, женщины редкой даже для того времени святой жизни. Княгиня Феодосия прославлена Русской Православной Церковью.
Благоверный князь Александр Невский, прямой потомок Владимира Мономаха, в роду своем имел множество славных предков: он был внуком князя Всеволода Большое Гнездо и князя Мстислава Удалого, правнуком Юрия Долгорукого и святого Мстислава Храброго. По линии матери его предками были также святой Мстислав Великий и блаженный Ростислав Смоленский. Старший брат Александра, Феодор Ярославич, отрок редкой душевной чистоты, скончавшийся в день собственной свадьбы в 1233 году, тоже причислен к лику святых (его невеста, юная княжна, принявшая после смерти жениха монашеский постриг, прославлена как преподобная Ефросиния Суздальская). Мощи благоверного князя Феодора были обретены нетленными спустя четыреста лет после его кончины, прославились чудесами и ныне почивают в Софийском соборе Новгорода.
После смерти старшего брата Александр, которому тогда исполнилось 15 лет, был посажен княжить в Новгороде отцом, ставшим Великим князем Владимиро-Суздальским (к тому времени центр Русского княжества переместился из Киева во Владимир). Прекрасный по наружности, ростом выше всех остальных людей, с голосом, могучим, как труба, молодой князь восхищал окружающих своим царственным видом и необычной для его лет мудростью.
В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава, родственницу святой Ефросиньи Полоцкой. Некоторые историки считают, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему супругу и носила имя Александра. При венчании молодую пару отец Александра, князь Ярослав (в святом Крещении - Федор), благословил чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери, которая потом всегда была при благоверном князе Александре в качестве его моленного образа. Этой же иконой в 1613 году инокиня Марфа, мать Михаила Романова, благословила на царство своего сына, основоположника новой династии русских государей.
Княжить благоверному Александру довелось в очень тяжелое для Русской Земли время. В конце 1237 года Батый напал на северо-восточную ее часть, разрушил Рязань, после чего захватил Коломну, Москву, Владимир и Суздаль. 4 марта 1238 года на реке Сить потерпело поражение объединенное войско владимиро-суздальских князей. Но, не дойдя 100 километров до Новгорода, татары вернулись в приволжские степи."И тамо дойти поганым возбрани некая сила Божественная, - свидетельствует Степенная книга, - и не попусти им нимало приближитися ...ко пределам Великого Новгорода".
В 1239 Батый обрушился на Южную Русь. В результате двухлетней ожесточенной борьбы он захватил и разграбил Переяславль, Чернигов, Киев, Владимир-Волынский и другие южно-русские города. На этом закончился русский этап войны, но монгольский поход продолжался. В конце 1241 года, сосредоточив свои войска в Венгрии, Батый направился к Адриатическому морю, но овладеть побережьем ему не удалось. В 1242 году монголы отступили обратно на восток, в низовья Волги. Западная Европа была спасена.
В 1243 году на захваченных землях было основано новое государство - Золотая Орда, простиравшееся от Иртыша до Дуная, со столицей Сарай в низовьях Волги. Русские князья стали данниками хана, обязанными выплачивать14 видов "ордынских тягостей". Не менее унизительной стала процедура получения ханского ярлыка на княжение, служившего единственным законным основанием для власти на Руси.
Русский народ воспринял татарское иго как наказание за грехи и Божие вразумление. Перед татарским нашествием Русь сотрясали удельные распри и связанные с ними вооруженные столкновения. Единство, монолитность древнерусского государства, достигнутое мудрым правлением Владимира Мономаха, а потом его старшего сына - святого Мстислава Великого, были утрачены. "И раздася вся Русская земля" - с горечью повествует летописец XII века. Грех оскудения братолюбия навел напасти на процветающее во всех отношениях государство.
"Не послушали мы Евангелия, - взывал к народу епископ Владимирский Серапион, - не послушали апостола, не послушали пророков, не послушали светил великих... Не раскаялись мы, пока не пришел народ безжалостный по Божьему изволению... Испытав сие, братья, убоимся наказания этого страшного и припадем ко Господу своему с исповеданием, да не навлечем на себя еще больший гнев Господень, не наведем казни больше прежней!"
Посреди сокрушительного бедствия, охватившего страну, Православная Церковь, по воле Божией, устояла. Монголо-татары были достаточно веротерпимы. Об этом сообщают летописцы, историки, об этом свидетельствует количество уцелевших после татарского нашествия русских храмов. Основным правилом жизни в Орде служила Яса Чингисхана, содержавшая в том числе и закон, предписывавший уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были. В 1267 году митрополит Кирилл сумел получить от хана Менгу-Темира ярлык в пользу Церкви, освобождающий духовенство от дани и других поборов. "Кто будет хулить веру русских, - сказано в ярлыке, - или ругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрет злою смертию". С позволения хана митрополит Кирилл основал православную епархию в самом Сарае. Спустя сто лет другой святитель - святой митрополит Алексий еще более укрепил влияние Православной Церкви в Сарае. По его молитве исцелилась от слепоты жена хана Чанибека Тайдула. Благодарная ханша выкупила и подарила святителю участок земли в Москве, на котором в память об этом чуде был основан Чудов монастырь, разрушенный в 30-е годы XX века.
По-другому складывались отношения Руси с отпавшим от Вселенского Православия Западом. Каждый раз, когда Русь переживала тяжелые времена, когда внешние или внутренние враги ослабляли ее мощь, Ватикан пытался подчинить Восточную Церковь папе, и уничтожить русскую православную государственность.
В XII и XIII веках вся Западная Европа была превращена в огромный вооруженный лагерь, высылающий на Восток многочисленные армии крестоносцев. Сначала они двинулись против арабов и турок с целью освобождения Святой Земли и Иерусалима, но когда выяснилась вся трудность этой задачи, целью завоевания стал православный Восток.
Ужасны были неистовства латинян при взятии Константинополя в 1204 году. Лилась рекой кровь мирных жителей, церкви подверглись разграблению. В числе похищенных святынь были Животворящий Крест и терновый Венец Господень, риза Богородицы, мощи святого апостола Андрея Первозванного. По строгому наказу из Рима латинские епископы должны были немедленно занять греческие церкви и водворить повсюду католические обряды. Руси готовилась та же участь. 9 декабря 1237 года папа Григорий IX возвестил крестовый поход против русских "схизматиков", обещая именем Всевышнего прощение грехов всем участникам, а павшим в бою - вечное блаженство.
Возможно поэтому Господь уберег северо-западную Русь от татар, чтобы стала она защитой Православия от латинян. А молодой новгородский князь Александр явился в то время настоящим ангелом-хранителем земли Русской, для спасения которой ему понадобились одновременно доблесть воина и смирение инока."Не бойтесь убивающих тело, - гласит Святое Писание, - бойтесь того, кто может и тело и душу погубить в геене". Монгольское рабство, в отличие от латинского, пагубой русской душе не грозило, потому святой князь примирился с властью Орды, чтобы бросить все силы на отражение агрессии Рима.
В 1240 году шведский король, побуждаемый папским посланием, отправил в русские земли многочисленное войско под командованием своего зятя - ярла Биргера (ярл - звание, дававшееся высшим вельможам в Швеции). Шведская армия вошла на кораблях в Неву и стала лагерем в устье реки Ижоры. Биргер, не сомневавшийся в своей победе, "разгордевся", послал сказать князю Александру: "Выходи против меня, если можешь сопротивляться. Я уже здесь и пленяю землю твою". Получив этот надменный вызов, Александр приказал собраться своей малой дружине. После горячей молитвы в Софийском соборе и получения благословения епископа, он вышел к народу и сказал: "Братья! Не в силе Бог, а в правде." И решил идти на врага немедленно, не ожидая сбора новгородцев и подкреплений от отца, верно оценив, что победить огромное вражеское войско можно только молниеносной быстротой и полной внезапностью. "И пойде на них во ярости мужества своего, в мале вой своих, не дожда много вой своих с великою силою, но уповая на Святую Троицу".
Победе способствовала помощь свыше. За шведами зорко следил некий Пелгусий, старшина языческого племени ижора. Пелгусий был крещен, держал посты, жил богоугодно и сподобился видения: однажды после бессонной ночи наблюдения за станом врага, на рассвете, он услышал сильный шум на воде, а потом увидел ладью, посреди которого в алых одеждах стояли святые страстотерпцы Борис и Глеб (сыновья святого равноапостольного князя Владимира), а гребцы ладьи были "яко мглою одеяны". И сказал Борис: "Брате Глебе! Вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу".
Сообщение Пелгусия было радостно встречено князем Александром. Приказав никому о видении не рассказывать, он переправился через реку и тихо подошел к шведскому стану. Затем, выстроив свое немногочисленное воинство и призвав помощь Всевышнего, смело ударил по врагу, несясь впереди всех на своем лихом коне, в сияющих доспехах, грозный и прекрасный, подобный архангелу Михаилу, архистратигу Небесных сил.
Неожиданное нападение отважных русских воинов произвело в шведском стане большое смятение. Вскоре Александр увидел своего надменного врага - ярла Биргера, устремился на него и нанес ему своим копьем тяжелый удар по лицу, "возложил печать на лицо его", по выражению летописца. Малочисленные соратники святого князя показали в этот день 15 июля 1240 года чудеса храбрости. Только темная ночь спасла остатки шведов. Нагрузив корабли телами погибших, они под покровом темноты ушли вниз по Неве в море. За блистательную победу в этой битве Александр, которому тогда было всего двадцать лет, был назван Невским.
Новгородцы "отблагодарили" своего князя зимой того же года - прогнали его. Александр был вынужден переехать со своей женой и матерью, со всем своим двором в отцовский Переяславль-Залесский. Враги Православия между тем не дремали и уже через год на Новгород обрушилась новая напасть. На этот раз - в лице рыцарей Ливонского ордена.
Немецкое наступление на русские земли развилось еще в 1240 году, когда рыцари взяли Изборск, а затем, при помощи изменников, и Псков. В 1241 году они заняли Копорье и приблизились к Новгороду. Тогда новгородские власти одумались и поехали за помощью в Переяславль-Залесский. И не помнящий зла князь Александр вернулся в Новгород с "низовой ратью", показав себя мастером маневренной войны. Он немедленно взял Копорье, а в начале 1242 года без особого труда освободил Псков. Тогда в поход выступили главные силы ордена. Их-то и разбил святой Александр в знаменитой битве, состоявшейся 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера и получившей название Ледового побоища. Затем в результате ряда удачных операций в 1245 году Александр Невский победил литовцев и выгнал их отряды с Русской земли.
После поражения в боях латиняне попытались добиться своего хитростью и ложью. В 1251 году папа Иннокентий IV прислал к святому князю двух кардиналов - Гальда и Гемонта с письмом, в котором уверял, будто отец Александра Ярослав незадолго до кончины обещал в Татарии послу Плано Карпини принять католичество, и лишь смерть (великий князь Ярослав был отравлен) помешала ему выполнить это намерение. Папа убеждал Александра перейти в латинство, представляя выгоды от союза с Западом, предлагая для борьбы с татарами помощь тех самых рыцарей, от которых молодой князь не так давно очистил русские земли.
Возмущенный таким предложением и клеветой на покойного отца, в своем письме папе Александр ответил так: "...От Адама и до потопа, а от потопа до разделения язык и до начала Авраамля, а от Авраамля ... до Августа Кесаря, а от начала Августа до Христова Рождества и до Страсти и до Воскресения Его, от Воскресения же и до Вознесения на небеса и до царства Константина Великаго и до Первого Вселенскаго Собора святых отец, а от Первого и до Седьмаго Собора. Сии вся добре сведаем... учения сии целомудрствуем ... якоже проповедашеся от святых апостол Христово Евангелие во всем мире, по сих же и предания святых отец Седми Собор Вселенских. И сия вся известно храним, а от вас учения не приемлем и словес ваших не слушаем".
Не все князья разделяли святую ревность Невского героя. О том, какими последствиями грозит компромисс с совестью хорошо видно на примере современника святого Александра галицкого князя Даниила Романовича, воспользовавшегося силами латинского Запада для того, чтобы отстоять свою независимость от татар. Во владении Даниила была почти вся Западная - Червоная Русь. Чтобы получить помощь от Запада, нужно было подчиниться папской власти, и Даниил вступил в переговоры с папой Иннокентием IV о соединении церквей. Папа обещал различные милости и льготы, пожаловал ему титул Галицкого короля. Но для борьбы с татарами короны было мало, а военная помощь не приходила. Князь Даниил порвал все отношения с папой и уступил татарам. Но последствия его недальновидной политики привели Галицию и ее народ к катастрофе. Не прошло и ста лет после смерти князя, как вся его отчина была расхищена соседями-латинянами: уграми, литовцами и поляками. Западная Русь на многие века была оторвана от русской жизни, подвергаясь нескончаемому иноверческому насилию.
В отношениях с Золотой Ордой Александр Невский придерживался мудрой политики своего отца. Сил для сопротивления у раздробленной Руси не было. Святой князь понимал невозможность борьбы с татарами до наступления лучших времен, понимал, что только безусловное повиновение и исполнение требований по уплате дани может спасти Русь от ужасов второго нашествия. Далеко не все современники Александра Невского разделяли его точку зрения, а это означает, что святому князю кроме горькой чаши унижений перед татарами досталась еще одна - непонимания соотечественников, порой даже близких и родных людей.
После смерти отца Александра призвали явиться в Орду. Житие святого князя говорит, что по прибытии в ханскую ставку татарские волхвы потребовали от него того же, что и от Михаила Черниговского - пройти "сквозь огонь и поклониться кусту и огневи и идолам". Готовый претерпеть любые унижения во благо своей Родины, Александр не счел, однако, возможным совершить что-либо противное христианской совести. Поэтому, не страшась своим отказом навлечь на себя ханский гнев и готовый принять мученическую смерть (как это стало со святым князем Михаилом Черниговским), он сказал: "Я - христианин и мне не подобает кланяться твари. Я поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу Единому, в Троице славимому, создавшему небо и землю, и вся, иже в них суть". К общему удивлению присутствующих при сем, Батый, которому доложили ответ святого князя, допустил его к себе без совершения этого обряда. Летописец передает и слова Батыя "Правду говорили мне: нет князя, равного этому".
От Батыя Александру вместе с братом Андреем пришлось ехать в Большую Орду - в Каракорум, к великому хану, где великое княжение Владимирское было дано Андрею. Александр же, хоть и был старше, получил Новгород и Киев. Великим князем он стал только в 1252 году. В то время делами Орды за дряхлостью Батыя управлял его сын Сартак. Современник событий, арабский историк Аль-Джауздани, указывает на то, что Сартак принял христианство. Александр Невский стал его побратимом.
В 1255 году умер Батый, а Сартак был отравлен своим дядей - Берке, который и стал ханом. В Русскую землю были посланы татарские чиновники для переписи народа и сбора дани. Александр поспешил в Орду, но не успел умилостивить хана - в рязанских, муромских, суздальских землях появились татарские численники, переписывая жителей для обложения их поголовной данью, не включая в списки только духовных лиц. В 1257 году неутомимый князь опять едет в Орду, чтобы отвратить новое бедствие так как ханский наместник, ведавший русскими делами, потребовал поголовной переписи и от новгородцев, которые этому воспротивились. В то же время Александру пришлось усмирять и новгородцев.
Недовольство в русских землях росло. Положение стало нестерпимым, когда монгольскую дань взяли на откуп хивинские купцы-мусульмане, получившие название бессерменов. Сбор дани проходил так, что слово "басурман" в России до сих пор считается бранным. В случае недоимок насчитывались грабительские проценты, при невозможности заплатить людей брали в рабство, зачастую целыми семьями. Чаша народного терпения переполнилась, когда ко всем тяготам прибавилось глумление над верой.
В 1262 году во Владимире, Суздале, Переяславле, Ростове, Ярославле и других городах ударили в набат и собрали по старому обычаю народное вече, на котором было решено истребить ненавистных откупщиков. Решение стало приводиться в исполнение, что, конечно же, вызвало ханский гнев. В Орде собирались полки для наказания непокорных, когда святой князь, "избавы ради христианския" снова приехал в Сарай. Ему удалось уладить дело благополучно - хан простил русским избиение бессерменов. Но достигнуть этого оказалось не просто, и Александру пришлось провести в Орде всю зиму, весну и лето.
Эта поездка оказалась для князя последней. По пути домой, он заболел и слег в Феодоровском монастыре волжского города Городец. Предчувствуя скорую кончину, он пожелал принять монашество и был пострижен в схиму с именем Алексий. 14 ноября 1263 года, на 43 году земной жизни, святой князь, сподобившись причастия Святых Таин, предал Богу свою светлую душу.
Весть о кончине Александра достигла Владимира в то самое время, когда народ молился в соборном храме о его благополучном возвращении. Блаженный митрополит Кирилл, друг и сподвижник князя, со слезами возвестил народу: "Закатилось солнце Земли Русской!" Скоро опустел весь стольный град Владимир. Духовенство, бояре и народ, несмотря на сильный мороз, вышли к Боголюбову встречать останки своего любимого князя. Отпевание состоялось 23 ноября в соборном храме. Современники повествуют, что при отпевании усопший князь сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту с разрешительной молитвой. Почитание его как святого заступника Руси установилось сразу же после кончины.
(Исп. М-лы СМИ, военные и литературные труды;)